Лодочные моторы Chris-Craft

foto_cris_craft foto_cris_craft1

И лодочные моторы, которые она производила, были не выпускаемыми под ее торговым знаком перекупленными частными марками, а полностью, от начала до конца, разработанными этой компанией. Это была фирма Chris-Craft (Крис-Крафт).

Перед второй мировой войной сын знаменитого основателя компании Кристофера Смита (Christopher Smith) Джей Смит (Jay Smith) много думал о подвесных лодочных моторах, поскольку тяжелые времена доказывали, что маленькие лодки вполне могут быть важным сегментом рынка.

Война задержала сколько-нибудь серьезные разработки в этом направлении, но все же в конце 1940 года первый подвесной мотор компании Chris-Craft был изготовлен на новом заводе в городе Гранд Рапидс в штате Мичиган.

В 1949 года дебютировала модель лодочного мотора J Challenger (Джей Челленджер) мощностью 5½ л.с. Хотя у него и не было полного переключения передач (эта функция впервые была представлена в том же году Johnson и Scott Atwater), но этот двухцилиндровый двигатель представлял собой современный, хорошо сконструированный лодочный мотор отличного качества.

Рыбаки вскоре полюбили его из-за его удобства для медленного, равномерного троллинга, а его размер — просто радовал любого капитана небольшой лодки.

В следующем году появился его большой брат, модель K Commander (Кей Коммандер) мощностью 10 л.с., появление которого усилило положение Chris-Craft как серьезного конкурента на рынке лодочных моторов.

При мощности в 10 л.с. Commander был очень скоростным мотором. Кто-то из руководства, вероятно, решил, что практика компании Mercury указывать в документации мощность и скорость своих моторов ниже реальных показателей, была хорошим способом упрочить свою репутацию.

Этот лодочный мотор отличали хорошо продуманная моторная головка, полных комплект шаровых и роликовых подшипников и рабочий объем чуть менее 20 кубических дюймов. Это была непосредственная угроза мощному лодочному мотору Hurricane компании Mercury.

В скором времени Chris-Craft готовился к многообещающей гоночной компании класса «B». Действительно, были выпущены опытные образцы двух высокоскоростных узлов и модулей выхлопных камер (возможно, по 10 штук каждого) и проводилась масса испытаний. Не надо забывать, что в это время Mercury в буквальном смысле доминировал на гоночной сцене.

За многие годы я слышал много разных версий истории о сворачивании линии лодочных моторов компании Chris-Craft. Все эти истории связаны с конфликтом между Chris-Craft и Mercury. Согласно одной версии, Chris-Craft нанял несколько инженеров, которые до этого работали на Mercury, и они — без злого умысла, а, может, и наоборот — внесли в продукцию своего нового нанимателя «одолженные конструкционные идеи».

Mercury выиграла дело о нарушении патента и получила компенсацию в размере между двумя и пятью миллионами долларов, что в то время было очень большой суммой.

В другой истории утверждается, что вся эта ситуация была умелой «ловушкой» для успешного конкурента. А согласно еще одной истории, все сходства в конструкции были в основном воображаемыми, и касались только самых примитивных функций.
foto_cris_craft2

Существовал только один разумный способ достичь очевидного решения, а компания Mercury просто подняла шум из-за страха перед конкурентом.

Как бы там ни было, но некоторые конструкционные решения Mercury действительно были использованы в модели Commander — в основном, хотя и не только, в конструкции дейдвуда.

Глава Mercury Карл Кейхаефер (E. Carl Keikhaefer) мог быть очень жестким человеком и после длительных «дискуссий» между компаниями, он направил Chris-Craft ультиматум. Если компания не покинет полностью рынок производства лодочных моторов, то против них выдвинут крупный судебный иск. Точка.

Индустриальный гигант Chris-Craft не захотел оказаться привлеченным к суду почти новичком на рынке и тем самым запятнать свое имя. Поэтому он согласился продать свое производство лодочных моторов. Жаль, что все так произошло, потому что компании Chris-Craft для создания хорошего лодочного мотора наверняка не нужно было воровать чужие идеи.

В последний раз эту модель производили в 1953 году.

Примерно в 70 милях к югу от Гранд Рапидс в Бэтл Крик, штат Мичиган, корпорация Oliver Corporation на протяжении поколений была крупным производителем машин и механизмов для ферм и промышленности с сетью продаж по всему миру.

foto_cris_craft4

Осенью 1954 года корпорация Oliver объявила, что она начинает заниматься лодочными моторами. В 1955 году она вывела на рынок измененные и усовершенствованные версии моделей «J» и «K» (Джей и Кей). Хотя силовые установки в основном сохранились в прежнем виде, также как и темно-синий цвет и названия моделей, но все же новые моторы сильно отличались от своих предшественников.

Наряду с более тяжелым, грубоватым внешним видом, характерными чертами этих лодочных моторов были полностью подвижные нижние узлы, поворотные рукоятки регулирования положения дроссельной заслонки и дистанционные бензобаки. Мощность лодочного мотора «Super» Commander подняли до 15 л.с. Мотор Challenger остался 5½ -сильным.

Мне повезло — у меня есть, возможно, опытный, до-производственный образец модели Commander в оригинальном исполнении и в отличном состоянии. Несколько деталей отличают его от моторов 1955 года.
foto_cris_craft3

Серийный номер OXK-123 выбит прямо на нижней части правой стороны блока двигателя, в то время как у старых лодочных моторов, произведенных Chris-Craft, прикреплялась табличка с заводскими характеристиками. Он не соответствует характеристикам 1955 года. Первый владелец мотора сообщил, что его подвесной двигатель был официально приобретен осенью 1955 года, но не через обычную розничную торговую точку.

Если про первые лодочные моторы производства Oliver поговаривали, что с ними слегка поспешили, то в моторах производства 1956 года, окрашенных в глубокий цвет морской волны и чаечье-белый цвет, большинство недоработок уже были сглажены.

Изменились и названия моделей. Новый внешний вид был очень важен в те времена, когда от моделей нового года почти любой продукции ожидалось, что они будут внешне отличаться от предыдущих моделей. Более мягкая амортизация еще лучше сглаживала вибрацию.

У модели 15 был электрический стартер.

В конце 1951 года или начале 1952 года создатель компании Martin Outboard Motors Джорж Мартин (George Martin) при скандальных обстоятельствах покинул свою компанию и поступил на пост ведущего инженера в Scott Atwater.
foto_cris_craft5

Компания Martin Motors, подразделение компании National Pressure Cooker Company, прекратила выплачивать авторские отчисления Мартину, которому принадлежали патенты на используемую в этих лодочных моторах систему питания с тарельчатым клапаном.

В 1953 году Мартин прервал действие лицензионного соглашения. Это, вдобавок к уже существовавшим проблемам фирмы с их спорной и капризной моделью 200 Silver Streak, и привело к тому, что завод Eau Claire в штате Висконсин закрылся.

В то время как Мартин осматривался в поисках нового мотора для применения своей конструкции, корпорация Oliver запустила план постройки «большого мотора».

В 1957 году в моторе Oliver Olympus мощностью 35 л.с. использовался самый современный образец технологии тарельчатого клапана. (В других двухтактных моторах для дозирования топливной смеси в картер двигателя уже давно использовались пластинчатые клапаны.)

Чтобы они соответствовали новому мотору-флагману, мощность 5½ -сильного и 15 -сильного лодочных моторов Oliver подняли до 6 л.с. и 16 л.с. соответственно.

В 1958 году продолжали производить эти модели с дополнительными усовершенствованиями. Новый дизайн предоставлял возможность выбора цветов. К следующему году экономический спад в стране стал устойчивым, и корпорации Oliver приходилось весьма нелегко.

Тем не менее, лидеры в этой области OMC (Johnson и Evinrude), Mercury и даже Scott McCulloch двигались вперед, выпуская еще более крупные лодочные моторы.

Корпорация Oliver ответила выпуском объединенной пары лодочных моторов Olympus с гребными винтами противоположного вращения общей мощностью 70 л.с. Хотя лодочные моторы работали совсем неплохо, этот тактический ход оказался неудачным — моторы едва ли превосходили по качеству конкурентные изделия и совсем не приносили прибыли.

Позже, в 1959 году вновь задул корпоративный ветер перемен.

Oliver заключила сделку с известной английской компанией — производителем дизельных двигателей Perkins Ltd из Петерборо, согласно которой Perkins Ltd должна была производить лодочные моторы Oliver в новом цеху на своем заводе и экспортировать их обратно в США, а также заниматься их продажами в Британии и Европе. Эта идея имела свои недостатки, но она могла бы сработать, если бы контроль качества не начал идти под гору.

К 1961 году название и доля участия корпорации Oliver исчезли, а перед лодочными моторами «Perkins» лежало неясное будущее. В очень небольших количествах они экспортировались и продавались в США.

Выглядели они опять по-новому, мощность самой крупной модели теперь была 40 л.с. Мощность 16 -сильного мотора тогда повысили до 18 л.с.

Я не знаю точно, какая тогда была мощность самого маленького лодочного мотора. У меня есть пара этих моторов мощностью 40 л.с. Одним почти не пользовались, так что он находится в отличном, первозданном состоянии.

Другой, хотя тоже с малым пробегом, хранится в нескольких коробках. Видимо, контроль качества все еще оставлял желать лучшего, и чувствительный узел питания с тарельчатым клапаном на этом лодочном моторе сломался и сгорел вскоре после его доставки.

Оба лодочных мотора были изначально куплены в магазине-складе товаров для водопровода и канализации в Нью-Гемпшире.

Perkins, как марка лодочного мотора, просуществовала очень недолго.

Идея этого мотора перешла к ассоциации Британских автомобильных фирм Hillman, Humber и Sunbeam-Talbot возглавляемой конгломератом Rootes. Автомобильные дилеры, которым посчастливилось иметь лодочный мотор «Rootes», его не поняли и не оценили. Опять неудача.

Наконец, в середине 1960 года вновь блеснул луч надежды, когда старая английская компания British Anzani Engineering Co Ltd выкупила все производство. Основанная в самом начале века, эта компания занимала значительное место в производстве широкого спектра моторов для всего на свете — от велосипедов до самолетов.

А с 1935 года она стала производить и лодочные моторы. Кто-нибудь из читателей сможет припомнить крохотные, странно выглядящие, одноцилиндровые моторы модели «Minor», которые экспортировались в США в 50-х годах.

Может быть теперь, эти много попутешествовавшие американские лодочные моторы добьются внимания, которого они заслуживают. Первое, что было сделано — тарельчатые клапаны заменили на обычные пластинчатые.

Судя по всему, эта и другие модификации, а возможно, и то, как они были сделаны, не соответствовали стандарту. Через год или два эти лодочные моторы прекратили выпускать, теперь уже навсегда.

Через несколько лет перестала существовать и компания British Anzani.

По материалам статьи Лоуренс Карпентер (Lawrence Carpenter).

Первая публикация в журнале Трайлер Боутс Мэгэзин (Trailer Boats Magazine)

Пользовательского поиска

Оставить комментарий