История подвесных лодочных моторов Bearcat. До и после…

Bearcat1Хотя, Дик Фишер не изобрел, и не разработал этот мотор сам, однако он понял его превосходство над другими лодочными моторами. Приобретение прав на изготовление этого лодочного мотора позволило компании Fisher Pierce поставлять лодку (Boston Whaler) и мотор (Bearcat) вместе.

Оба эти направления (объединение смежных предприятий и производство четырехтактного мотора) вновь вернулись в производство товаров для отдыха на воде почти 30 лет спустя. Как это ни парадоксально, двигатель Bearcat 55 компании Fisher Pierce был одним из последних применений этого новаторского легкого четырехцилиндрового мотора.

Его долгая история началась еще до Второй мировой войны.

Мотор, который позже стал мотором Bearcat, был изначально сконструирован Ллойдом М. Тейлором (Lloyd M Taylor) из калифорнийской компании Taylor Engines Inc в начале 40-х годов. Эту конструкцию двигателя, которая являлась крупным техническим прорывом, называли «Жестяным блоком» («Tin Block») или «Двигателем Кобра» (COBRA engine) из-за уникального метода производства блока, который включал сборку штампованных стальных деталей («Жестянка») при помощи пайки медью в среде водорода (copper hydrogen brazing =COBRA).

Блок двигателя собирался из примерно 125 штампованных стальных заготовок, которые сначала удерживались вместе прессовкой или точечной сваркой. Затем блоки подвергались медной пайке в специальной 18 метровой печи при более чем 1093 0С.

Bearcat2

Закалка и отпуск стали регулировались временем охлаждения. Готовый блок двигателя весил всего около 6,35 кг. Его малый вес был только одним из многих усовершенствований, которые позволили при небольшом рабочем объеме двигателя (44 кубических дюйма) иметь впечатляющие рабочие показатели.

Фирма Crosley Motors была подразделением огромной и успешной компании Crosley Radio, принадлежавшей уроженцу штата Цинциннати Пауэлу Кросли (Powel Crosley). Ее первый успех пришел в начале 20-х годов, когда домашнее радио стоило больше машины модели «Ford-Т».

Подобно тому, как это сделали в 70-х годах Стивен Джобс (Steven Jobs) и Apple Computer в области персональных компьютеров, компания Crosley Radio разработала и выпустила недорогое радио, которое все могли себе позволить и все покупали.

Это был фантастический успех. Пока Пауэл Кросли нес радиоприем в массы, он также фактически создал и радиовещательный бизнес. Он построил и возглавил первую радиовещательную «суперстанцию» — знаменитую Дабл-Ю-Эл-Дабл-Ю в Цинциннати, которая передавала на невообразимой мощности в полмиллиона Ватт и могла приниматься в 48 штатах.

Все эти успешные предприятия принесли ему богатство, но ему все еще хотелось исполнить свою детскую мечту — делать машины. Его компания продолжила работу в области машиностроения, занимаясь в основном недорогими машинами класса мини.

Легкий мотор Тейлора привлек внимание главного инженера компании Crosley Motors Inc Пола Клотща (Paul Klotsch), которого поразили характеристики этого мотора. Мощность этого запатентованного мотора, расход топлива, и другие параметры были настолько выдающимися, что Crosley Motors выторговала у Тейлора эксклюзивную лицензию на его производство.

До того, как компания Crosley успела применить этот мотор в машине, началась Вторая мировая война, из-за которой практически полностью остановилось все производство легковых автомобилей.

В разгар Второй мировой войны военно-морскому флоту понадобился легкий мотор для использования в генераторах и насосах. Для этого применения Crosley использовала мотор COBRA, были собраны 6 опытных образцов, которые развивали мощность 35 л.с. при 5000 оборотах в минуту при работе на авиационном бензине с высокой степенью компрессии.

После ресурсных испытаний, включавших 1200 часов работы при этой нагрузке, мотор COBRA выбрали для заключения контракта. Он легко превосходил все технические условия. Тысячи маленьких четырехцилиндровых моторов, которые можно было сбрасывать на парашютах, были собраны для использования в легких генераторах.

Этот мотор также широко использовали на флоте как мотор для насосов на торпедных катерах и десантно-штурмовых катерах-амфибиях, а также и во многих других областях.

После войны компания Crosley использовала этот мотор с меньшими степенями компрессии и с меньшей номинальной мощностью (26 л.с. при 5300 оборотах в минуту) как автомобильный двигатель. Работая на различных нагрузках и на разных скоростях, двигатель был менее успешен, чем во время своей военной карьеры.

Блок из меди и стали страдал от электрохимической коррозии в водяной рубашке, когда повреждалась внутренняя оболочка из пластика или цинка, и он был чувствителен к перегреву при недостатке охлаждающего агента. Антифризные растворы в 40-х годах содержали соли, что усиливало коррозию.

Поскольку для использования в автомобилях очень легкий вес не был обязательным условием, то в 1949 году компания Crosley перешла на чугунный блок с такой же мощностью, но весящий на 5,4 кг больше. Этот мотор назвали CIBA (Cast Iron Block Assembly — чугунный узел блока).

В начале 50-х годов компания Crosley производила, в числе другой автомобильной продукции, маленькие, легкие «микро» спортивные машины, снабженные этим мотором. Чтобы продемонстрировать легкий вес, компания распространила рекламные фотографии, на которых пожилой Пауэл Кросли в костюме держал мотор в руках. (В этом отношении Мистер Кросли напоминает мистера Фишера склонностью к известности.)

Bearcat3

«HotShot» компании Crosley стоил $872 (за всю машину, а не только за мотор!) и нашел свою нишу на рынке послевоенной автомобильной промышленности. Его отличали такие неслыханные новшества как тормоза с гидравлическим приводом, дисковые тормоза на всех четырех колесах (и то и другое использовалось в первый раз) и двигатель с верхним распределительным валом с приводом через зубчатую передачу.

Стандартный автомобиль Hostshot со склада принял участие в гонке Sebring Sports Car Endurance Race (Гонке на выживание спортивных машин Себринг) в начале 50х годов и выиграл ее, хотя на этой гонке при оценке вычитались очки, и она в последний раз проводилась в таком формате. В результате, общий объем продаж автомобилей Crosley возрос в 1948г до 29000 единиц.

Поскольку его история связана с использованием на флоте, мотор Crosley, должно быть, был хорошо знаком ветеранам флота и любителям лодок. Миниатюрный мотор был популярен среди тех, кто самостоятельно строил маленькие лодки со встроенными моторами.

В продаже было много моторов, оставшихся после войны, или автомобильных моторов Crosley, и их легко было приспособить под встроенный лодочный мотор. Схемы небольших 4,2 метровых моторных лодок 50-х годов часто использовать мотор типа Crosley.

В гоночном классе APBA (48 кубических дюймов) также использовался мотор Crosley, равно как и в классе «Crackerbox-44».

В начале 50-х годов производство автомобилей Crosley прекратилось, хотя компания успешно продолжала работу как производитель бытовой техники, например, стиральных машин.

Они продали права на свой четырехцилиндровый двигатель и технологическую оснастку корпорации Aero-Jet General Corporation, которую он главным образом интересовал с точки зрения производства деталей и моторов для правительственного использования.

В какой-то момент было разработано три модификации этого мотора для использования на воде: V-образный привод, VIP (возможно, означает «vertical inline power» — вертикальный мотор), и подвесной мотор. V-образный привод был предназначен для использования в маленьких лодках как встроенный мотор, его приводной вал был направлен вперед.

Вал привода соединялся с гребным валом под углом (буквой V) и скреплялся системой шкивов. Привод VIP устанавливался на моторе вертикально, но как встроенный, а не подвесной лодочный двигатель. Привод был соединен с водонепроницаемой шарнирной муфтой через гильзу, установленную на дне лодки. Нижний узел был похож на нижний узел подвесного мотора и поворачивался, чтобы управлять лодкой. Также была обычная конфигурация подвесного мотора.

Этот лодочный мотор также привлек внимание знаменитого гонщика — гидропланериста Лу Фейджела (Lou Fageol). Семье Фейджела принадлежала автобусная и автомобильная компания Twin Coach в Кенте, штат Огайо.

Они получили мотор Crosley CIBA от компании Aero-Jet в середине 50-х годов и разработали на его основе двигатель морского исполнения Fageol-44.

Этот ранний четырехтактный двигатель не добился длительного успеха или широкого распространения. Фейджел также занимался автогонками и экспериментировал с восьмицилиндровой автомобильной модификацией этого двигателя.

Было отлито довольно много зеркально-симметричных блоков, чтобы использовать их в конструкции со встречным, плоским расположением цилиндров. (Зеркальные блоки были необходимы для размещения впускных и выпускных каналов по обеим сторонам наверху двигателя.)

Новая восьмицилиндровая конструкция не дала результатов. Примерно в 1959 году Фейджел продал права на мотор Crosley и конструкцию подвесного лодочного мотора, технологическую оснастку и запчасти для них калифорнийцу Баду Крофтону (Bud Crofton), который начинал свое маленькое дело по производству автомобилей.

Мистер Крофтон долгое время был успешным дилером грузовиков GMC в Сан-Диего, а потом стал производить маленькие грузовики общего назначения. Он снова стал использовать мотор Crosley для автомобилей в серии машин Crofton, включая небольшой джип Crofton Bug.

Его компания также производила подвесной лодочный мотор, хотя о нем сохранилось мало сведений, в списке старинных американских лодочных моторов обычно его упоминают в сносках.

Парадоксально, что вскоре после того, как Фейджол продал мотор Crosley, правительство США заказало Крофтону запчастей на сумму свыше миллиона долларов. Это было намного больше, чем Крофтон заплатил Фейджолу за мотор и материально-производственные запасы, что и вызвало некоторое охлаждение в их отношениях.

Бережливый Крофтон изготовил блоки из части отливок в зеркальном отражении, так что появились странные моторы с входящими и выхлопными трубками на противоположной обычной стороне. Наконец, лодочными моторами заинтересовалась компания Homelite Company, производитель мелкого инструмента с механическим приводом, такого, как цепные пилы. Они выкупили у Крофтона лодочный мотор Crosley примерно в 1961 году.

В начале 60-х годов компания Homelite разработала из производной мотора Crosley успешный четырехтактный подвесной лодочный мотор.

Они увеличили рабочий объем чугунного блока почти до 60 кубических дюймов, так что на 5500 оборотах в минуту мотор выдавал уже мощность 55 л.с.

Были сохранены и все выдающиеся черты мотора Crosley: неотъемные головки цилиндров, которые позволяют избежать всех потенциальных проблем с прокладками головки цилиндра; прецизионный верхний распределительный вал с конической зубчатой передачей, который уменьшает вызванные проскальзыванием ремня изменения временных показателей; особо прочный уравновешенный стальной распределительный вал с пятью основными подшипниками; легкая алюминиевая отливка картера; алюминиевые крышки клапанов и алюминиевый маслосборник картера.

Четырехтактный лодочный мотор Homelite на годы опережал свое время, но его продажи были ограничены из-за отсутствия дилерской сети для товаров для отдыха на воде.

К 1966 году он привлек внимание Дика Фишера (вероятно, потому что был прикреплен к транцу его собственной лодки Boston Whaler), и компания Homelite согласилась продать свое производство лодочных моторов компании Fisher Pierce.

Вероятно, многое в моторе Homelite 55 привлекало Дика Фишера. Как и его лодки Boston Whaler, это был оригинальный лодочный мотор, который во многом превосходил обычные двухтактные подвесные моторы, также как его лодки Boston Whaler превосходили большинство обычных лодок.

Компания Fisher Pierce переименовала мотор Homelite в Bearcat-55. Совмещение слов «bear» (медведь) и «cat» (кошка) несколько необычно, как и «Boston» и «whaler» (Бостонский китобой)

(Прим. переводчика — Bearcat означает «панда» или «кошачий медведь», в переносном значении может означать людей с большими способностями и энергией, сильных, активных, агрессивных, отважных).

Фишеру очень нравились такие «непрямолинейные» (как он их называл) названия для своей продукции. Хотя это имя и не связано с другой продукцией относящейся к китобоям, «bearcat» (панда) намекает на заключенную в малом размере огромную мощь.

Fisher Pierce производила четырехтактный лодочный мотор на протяжении 6 лет, с 1966 года по 1972 год. К этому времени этот лодочный мотор значительно усовершенствовали, и во многие детали его конструкции и производства были внесены некоторые улучшения.

У лодочного мотора Bearcat-55 были поразительные для того времени детали конструкции, включая систему зарядки генератора со стабилизатором напряжения и регулируемую с помощью термостата систему охлаждения.

У этой модели уже тогда была единая рукоятка дистанционного управления дроссельной заслонкой и переключением передач, предупредительные световые и звуковые сигналы, подача жидкой смазки насосом, валы и клапаны с высокими эксплуатационными характеристиками, а также много других новшеств.

Мотор выдавал мощность 55 л.с., работал ровно и без дыма, и — в это трудно поверить — весил всего 103 кг! Единственное, чего ему не хватало по сравнению с современными лодочными моторами, это то, что углом его наклона нельзя было регулировать дифферент лодки.

Печатные материалы компании Fisher Pierce того периода превозносили достоинства этого четырехтактного лодочного двигателя. Мало говорится о его воздействии на окружающую среду, зато активно подчеркивается его экономичность в работе — это, несомненно, попытка нейтрализовать высокую стоимость покупки мотора.

Ниже наиболее полно воспроизведен внешний вид представления данных в брошюре.

Bearcat4

Barcat – 55 л.с.
Работает на обычном бензине.
Не нужно разводить грязь, смешивая бензин и масло.
Расход топлива
— На максимальных оборотах: 4.5 — 5 галлонов в час (3,785 литра)

— Катание на водных лыжах: в среднем 2 — 3 галлона в час

— Крейсерский режим: 1.5 — 4 галлона в час

— В холостом режиме: 0.8 кварт в час (0,946 литра)

— На 8 часов рыбалки нужно всего 2 галлона обычного бензина.
Единственный большой лодочный мотор, с которым можно рыбачить весь день, расходуя всего ОДНУ КВАРТУ бензина в час (или еще меньше).

СРАВНЕНИЕ ЧЕТЫРЕХТАКТНОГО и ДВУХТАКТНОГО лодочных моторов
ДВУХТАКТНЫЙ:

Эффективен только на полной крейсерской скорости.
Требует аккуратного смешивания масла и топлива.
Нужен маленький лодочный мотор для рыбалки и большой лодочный мотор для катания на водных лыжах и на лодке.
Мощность двухтактного лодочного мотора в среднем 50-55 л.с.
На максимальных оборотах потребляет 6-8 галл/час топлива.
Цена (в те годы), полностью: $1000-1100.
Плюс маленький лодочный мотор для троллинга: еще $300-400.

Итого стоимость двухтактных моторов для троллинга, катания на лодке и на водных лыжах: $1300-1500. (цена на сегодняшний день конечно отличается)
ЧЕТЫРЕХТАКТНЫЙ BEARCAT МОЩНОСТЬЮ 55 Л.С.
Один мотор для всего – троллинга, катания на лодке и на водных лыжах.
На максимальных оборотах потребление топлива: 4 – 5 галлонов в час обычного бензина без масла.
Цена: $1310.90 – $1364.75.

СНИЖЕНИЕ РАСХОДОВ ПРИ ПОКУПКЕ ЧЕТЫРЕХТАКТНОГО ДВИГАТЕЛЯ:
Стоимость покупки самого двигателя на $100 дешевле.
Один четырехтактный двигатель против 2х двухтактных.
Стоимость эксплуатации: в час, на максимальных оборотах:
— двухтактный: 7 галлонов смеси масла и бензина по 0.44 = $3.08 / час

— четырехтактный: 5 галлонов обычного бензина по 0.34 = $1.70/ час

— Минимальная экономия на внешней скоростной характеристике = $1.40 / hr.
А при меньшей скорости экономия при использовании четырехтактного двигателя пропорционально выше.

Во многом маркетинговая идея продвижения лодочного мотора 55-Bearcat напоминала маркетинг лодки Whaler. Его начальная цена была выше (так же, как и у Whaler), но при более или менее долговременном использовании этого лодочного мотора мудрый покупатель сэкономит деньги.

Конечно, чтобы сэкономить на расходе топлива, лодочный мотор должен быть более износостойким. Он должен проработать достаточно долго, чтобы высокие затраты на его приобретение окупились экономией на бензине.

Фишер показал сравнительные характеристики при работе на максимальных оборотах, когда разница в экономии топлива выше всего в долларовом эквиваленте, но меньше всего с точки зрения расхода топлива. Он намекает, что на холостом ходе экономия еще выше, и это верно с точки зрения расхода топлива, но они ниже всего, если измерять их в долларах в час.

Большую часть времени лодочные моторы работают именно на холостом ходу, так что давайте, посмотрим на экономию в этом режиме.

Скажем, разница в цене двухтактного и четырехтактного моторов была $400.

При троллинге или на холостом ходе четырехтактный мотор потреблял примерно на 0,8 галлонов в час меньше топлива. Если бензин и масло стоили $0.45 за галлон, экономия составляла около $0.36/час.

Для возмещения $400 начальных затрат, потребовалось бы примерно1100 часов троллинга. А это совсем немало для рыбалки!

При росте цен на бензин, однако, время на возврат $400 уменьшается. При цене в $2.00 за галлон бензина и масла $400 экономятся всего за 250 часов троллинга. При такой цене средний владелец лодки или рыболов окупил бы затраты и начал экономить во второй сезон пользования лодочным мотором.

Другой особенностью четырехтактных двигателей, которая, вероятно, и нравилась Фишеру, было то, что к топливу не нужно было добавлять масло. В отличие от большинства лодок с подвесным мотором, где обычным был бак объемом 6 галлонов, или, может быть, 12 галлонов, лодки Whaler как раз собирались оснастить большими встроенными топливными баками, которые могли вмещать 60 или более галлонов бензина.

Добавлять масло в баки такого объема было бы непросто, гораздо лучше было бы, если бы лодочный мотор мог использовать обычный бензин. Позднее эту же проблему обошли в двухтактных моторах путем разработки системы впрыскивания масла, так что масло хранилось в баках отдельно от бензина и смешивалось с ним только непосредственно перед поступлением в мотор.

После шести лет работы на рынке лодочных моторов компания Fisher Pierce перестала выпускать свой новаторский четырехтактный мотор в 1972 году. Ирония судьбы состояла в том, что их главный маркетинговый стимул, хорошая экономия топлива, гораздо сильнее привлекла бы покупателей на следующий год. В 1973 году ОПЕК одновременно снизила производство нефти и, соответственно, подняла цены на нее, вызвав сопровождавшийся внезапным ростом цен дефицит бензина, который поразил Америку.

Американцы, особенно на Восточном побережье, стояли в длинных очередях, чтобы купить бензин по цене в два или три раза выше той, которую они платили год назад. Часто было трудно купить достаточно бензина даже для того, чтобы доехать до работы. Это сильно ударило по рынку моторных лодок. Продажи парусных лодок росли, а продажи моторных лодок падали.

В той рыночной ситуации сберегающий топливо лодочный мотор Bearcat мог бы быть гораздо более конкурентоспособным.

Больше десяти лет четырехтактные лодочные моторы были почти позабыты, пока в 1980 году другой производитель небольших автомобилей, Хонда, не адаптировал свой четырехтактный автомобильный двигатель для использования на моторных лодках.

Как и моторы Bearcat, четырехтактные лодочные моторы Honda изначально ограничивались средней мощностью, и, как и в случае с моторами Bearcat, они были единственными на рынке четырехтактных лодочных моторов.

Все изменилось в 90-х годах, когда озабоченные состоянием окружающей среды законодатели, убрав последнюю молекулу недожженных углеводородов из выхлопных газов американских машин, обратили свое законодательное рвение на товары для отдыха на воде.

Лодочные моторы не только загрязняли воздух. Оказалось, что они еще и портили американские воды (и особенно калифорнийские воды!).

Калифорния и Федеральное правительство приняли законы, запрещающие дальнейшие продажи лодочных моторов, которые не удовлетворяли новым требованиям к низкому уровню загрязнения окружающей среды, и запрещающие в некоторых случаях использование несоответствующих требованиям моторов на определенных водоемах.

Чтобы их продукция соответствовала новым жестким нормам по уровню выбросов, производители лодочных моторов вновь вернулись к четырехтактным двигателям.

Bearcat5

Четырехтактные моторы стали естественным выбором, когда основной целью стал низкий уровень выбросов. Технология тщательного обеспечения экологически-чистого горения топлива в них была уже отработана за 30 лет работы в автомобильной промышленности, а мотор Bearcat, и другие, уже продемонстрировали пригодность четырехтактного двигателя как подвесного лодочного мотора.

Все крупные производители лодочных моторов вскоре включили в свои линии продукции четырехтактные лодочные моторы (или получили лицензию на них от других компаний).

Интересно, что единственный производитель лодочных моторов, у которого не было собственного четырехтактного мотора, OMC, обанкротился в 2000 году.

В наши дни, через 35 лет после своего первого появления на рынке, лодочный мотор Homelite / Bearcat-55 все еще не забыт. В северной Калифорнии этот мотор всегда широко использовался на жилых баржах, которые есть на многих крупных озерах этого региона.

У восьмидесятилетнего Эда Иуинга (Ed Ewing), давнего владельца компании Economy 4 Cycle Marine из Реддинга, штат Калифорния, есть большой запас отреставрированных Bearcats. Д

Долгие годы Эд вел дилерское представительство и мастерскую по ремонту лодочных моторов, но сейчас он ограничил свой бизнес четырехтактными лодочными моторами и специализируется в ремонте старых моторов Bearcat-55.

Примерно за $1,800 у него можно купить полностью отремонтированный мотор Bearcat с усовершенствованной системой электронного зажигания и получить год гарантии на моторную головку. Временами у него на складе бывает до 300 моторов.

Bearcat6

«Мне нравится их поддерживать,»- сказал он мне: «это хорошие моторы!»

55-сильного мотора хватало для лодки Whaler длиной 4,8 м, но в конце 60-х годов компания Boston Whaler разрабатывала конструкцию более крупной лодки Outrage длиной 6,3 м. Этому судну для достижения максимальной скорости потребовался бы двойной 55-сильный мотор.

Компания Fisher Pierce начала искать более крупную четырехтактную моторную головку, чтобы адаптировать ее для использования в лодочных моторах. В 1970 году они представили четырехтактный лодочный мотор мощностью 85 л.с. на основе автоматического блока Coventry Climax English. К сожалению, этот мотор производился всего 2 года.

В таблице приведены сравнительные данные двухтактного мотора Merc 500, четырехтактного мотора Crosley COBRA, и 55-сильных моторов Homelite / Bearcat:

Сравнение моторов – Merc 500 -  Crosley -  COBRA Bearcat 55
Диаметр расточки (дюймы) – 2.5625 – 2.5000 – 2.7500
Ход поршня (дюймы) – 2.125 – 2.250 – 2.500
Цилиндров – 4 – 4 – 4
Рабочий объем (кубические дюймы) – 43.8 – 44.2 – 59.4
Мощность, л.с. – 50 – 26.5 – 55
Мощность / Рабочий объем (л.с. /куб. дюйм) – 1.14 – 0.60 – 0.93

По материалам публикаций Джеймса Дабл-Ю Геберта (James W. Hebert)
Перевод Екатерины Локшиной
Дополнительная информация continuouswave.com

Пользовательского поиска

Оставить комментарий