Если, у Вас имеется старый подвесной мотор…

Итак, у Вас имеется старый подвесной мотор…

motor1С того времени, как я основал свой сайт, получаю множество писем от людей, разыскивающих сведения об их старых подвесных моторах. Многие вопросы повторяются неоднократно, так что здесь я постараюсь ответить, в общем, на 5 наиболее часто встречающихся таких вопросов.

Один из них — «Сколько стоит мой старый подвесной мотор?»

Этот вопрос я слышу чаще всего, но он и самый трудный, особенно если не видеть самого предмета. В отличие от старых автомобилей, игрушек или книг, старые подвесные моторы совершенно ничего не стоят. И это всего лишь потому, что на свете их существуют миллионы.

А также потому, что…

— компания Johnson выпустила свой миллионный лодочный мотор в 1953 году, в 31-й год после начала своей деятельности. Восемь лет спустя Johnson продал уже двухмиллионный подвесной мотор.

В 1950-60 гг. был настоящий бум в производстве всего того, что имеет отношение к отдыху, и большинство старых подвесных моторов, имеющихся на руках, были выпущены именно в эту эпоху, так что они совсем не редки.

— большинство подвесных моторов используются от случая к случаю и никогда не вырабатывают свой моторесурс до полного износа. Кроме того, подвесные моторы легко хранить в уголке любого гаража, да и хозяева обычно не выбрасывают их вне зависимости от того, пользуются они этими моторами или уже нет.

— живете ли Вы на острове или зарабатываете себе на жизнь ловом рыбы, лодка с подвесным мотором для Вас — не более чем игрушка. Старый капитан, у которого я когда-то работал, сказал мне однажды: «Рэд, никому лодка с мотором и даром не нужна».

Он имел в виду то, что цена лодки с «прибамбасами» никогда и ничем не окупится и, тратить на них можно только свои лишние деньги.

Поскольку только малая доля людей, тратящих лишние деньги на моторные лодки, могут заинтересоваться подвесными моторами, имеющими от роду 40 — 50 или даже больше лет, для старых подвесных моторов рынок сужается до макового зернышка.

Ну, а теперь подытожим: большой тираж, небольшой спрос, вовсе не насущная потребность, что же получается? Поможет точнее представить ценность старого подвесного мотора книга Питера Хана «Старый подвесной мотор».

Можно заглянуть и на крупнейший Интернет-аукцион e-bay по поводу подобных подвесных моторов, но я нашел там совершенно нереальный разброс цен, непредсказуемо меняющийся день ото дня и от недели к неделе.

Разумеется, цена старого лодочного мотора всегда зависит от его состояния. То, что один человек может расценить как невероятную прелесть, другой оценит как полный хлам.

Практически всегда старый лодочный мотор, выглядящий великолепно снаружи, внутри имеет следы разрушающего влияния времени. Много раз я обращался к опытным профессионалам для оценки состояния и возможности ремонта какого-нибудь старого подвесного мотора.

Слишком часто цена подобных работ значительно превосходила цену самого лодочного мотора. Да и просто потому, что этот мотор пролежал 40 лет в туалете за унитазом, совсем не означает, что его состояние осталось неизменным: катушки, крыльчатки и топливная система будут изъедены коррозией, где бы лодочный мотор ни хранился.

Когда я его последний раз запускал, он работал хорошо..!

Это так, поэтому некоторые очень старые моторы и, некоторые очень редкие моторы могут стоить заметно дороже, чем средний мотор типа Elgin, Scott Atwater или Johnson TN-26.

Чтобы яснее была их абсолютная ценность, представьте себе, что даже «двойка» Clarke Troller или Evinrude выпуска 1912 года обычно уходят за сумму меньшую, чем стоит новенький чистенький бампер к Шевроле Бель-Эйр 1957 года! (т.е. за двадцатку).

Где можно достать запчасти к моему старому подвесному мотору?

Попробуйте зайти на сайт Клуба Старых Подвесных Моторов (AOMCI) и пройтись по ссылкам на нём, а еще лучше — запишитесь в этот Клуб и поместите свое объявление в его альманахе.

motor2

Хотите — верьте, хотите — нет, но многие детали и узлы к подвесным моторам Evinrude / Johnson (производства OMC) по-прежнему можно купить у региональных распространителей (дилеров) товаров корпорации Bombardier!

К сожалению, я обнаружил, что большинство дилеров Mercury воображают, что мотор 1990 года слишком стар, чтобы для него нужно было иметь запасные части… Хорошо ещё, что не все такие, и я рекомендую великолепный Интернет-сайт магазина Grubb’s Marine всем тем, кто ищет запчасти для старого Mercury.

Есть еще и несколько человек, небольшие бизнесы которых посвящены обслуживанию старых подвесных моторов, в том числе производства Martin, Scott-Atwater и Chris-Craft. Найти их можно по ссылкам на уже упомянутом Интернет-сайте AOMCI.

В конце концов, в крупных американских магазинах автомобильных запчастей всегда можно найти каталог компании Sierra Marine, в котором приведены тысячи самых разнообразных деталей, вполне пригодных для подвесных моторов, в том числе катушки, щетки, прокладки и т.п.

Хотя я всегда стараюсь использовать «родные» сменные узлы, но многие бывшие в употреблении детали из каталога также вполне пригодны. В порядке предупреждения следует сказать, что приобретаемые с пук узлы и детали совсем не обязательно должны быть дешевле, чем те же «родные» детали.

Я неоднократно сталкивался с тем, что оригинальные детали стоили СУЩЕСТВЕННО ДЕШЕВЛЕ, чем бэушные!

Какую топливную смесь следует использовать на моем старом лодочном моторе?

Бензин. Не стоит беспокоиться по поводу того, что этилированный бензин снимают с производства. Бензин для подвесных моторов в США с 1930-х по 1960-е годы продавался под торговой маркой «Морской светлый» и, по сути, не был этилированным бензином.

В Интернете всегда было много споров о том, какое октановое число должно быть у бензина. Лично мне бензин марки «87» никогда не доставлял никаких проблем.

Основная загадка для старых подвесных моторов — как поведут себя этанол или присадки — модификаторы современных сортов топлива.

Спирт особенно вреден для пластиковых или резиновых деталей топливной системы. Если какие-нибудь детали в топливной системе вашего старого подвесного мотора сделаны из черного неопренового пластика (топливный шланг, прокладка поплавковой камеры карбюратора, кончик иглы и т.п.), то спирт может их растворить.

В результате шланг начнет пропускать топливо по все своей длине (мой приятель так потерял прекрасную Шевроле Импала 1959 года выпуска, когда топливопровод разрушили присадки к бензину и бензин попал на работающий мотор. Все вспыхнуло… и, к счастью, никто не пострадал и не был ранен).

Проблему современного топлива можно решить радикально раз и навсегда — поменять все старые пластиковые и резиновые детали на другие, которые смогут работать с таким топливом.

Для определения процентного содержания спирта в вашем бензине можно воспользоваться стандартным определителем Briggs & Stratton № 100023 стоимостью около 5 долл., который можно спросить у своего дилера.

Я проверил бензин на местной бензоколонке Mobil и обнаружил у них в бензине 18% этанола (предполагается, что его там должно быть не более 10%), — смертельная смесь для моего старого оборудования.

После этого мне пришлось поменять все мои старые резиновые детали, потому что в противном случае пришлось бы ехать в другой штат за другим бензином, в котором нет добавок и «улучшителей».

motor3

2-х тактное масло. Мое мнение такое: я есть единственный и последний рубеж защиты моего старого оборудования — моя ответственность и мое упование состоят в том, что мои моторы будут служить многим поколениям моей семьи к их удовольствию.

Поэтому я применяю во всем моем оборудовании только фирменное масло. Для подвесных моторов с водяным охлаждением использую масло TCW-3 от Johnson / Evinrude, Mercury или Yamaha.

Для подвесных моторов воздушного охлаждения, для газонокосилки и бензопилы, а также для Subaru 360 применяю масла, сертифицированные в категории TC от Golden Spectro или Stihl.

ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ. Ни в коем случае нельзя использовать современные масла для 4-тактных автомобилей в 2-тактных моторах — они будут просто разрушены.

Много лет назад, до введения растворителей в 4-тактные масла и до появления качественных 2-тактных масел, — такая замена могла быть вполне возможна. Сегодня — это в принципе недопустимо!

Я видел слишком много старых моторов, разрушенных в результате использования дешевого или неподходящего масла. Хотя фирменное масло стоит дороже, но любой знающий механик подтвердит, что качественное масло не только уменьшает трение, но и сгорает чище, не оставляя нагара в камере сгорания или на выхлопе.

Несколько долларов больше за хорошее масло — небольшая цена за надежную защиту от механических проблем.

Пропорция масла к бензину различна практически у всех производителей подвесных лодочных моторов и даже у различных моделей одного и того же производителя. Большинство моторов, выпущенных до 1960 года, требовали не менее 250 мл масла на 4 л бензина.

Если же возникает сомнение в пропорции топливной смеси для какого-нибудь конкретного мотора, то я бы посоветовал обратиться на сайт Клуба Старых Подвесных Моторов (AOMCI) в раздел «Спросить у знающего», там часто можно получить толковый совет.

Я предпочитаю гонять мои моторы на их оригинальной смеси, потому что лишнее масло редко вредит мотору, однако нехватка масла мотор может погубить.

Где получить больше информации про мой старый подвесной мотор?

В компании Ken Cook & Co. имеются оригиналы или копии руководств ко всей продукции OMC.

В магазине Grubb’s Marine имеется огромное собрание инструкций к старым моторам Mercury.

Могут располагать справочной литературой поставщики запасных частей, в том числе и к автомобилям. И всегда можно порыться в Интернете.

Я же неизменно рекомендую две книги «THE OLD OUTBOARD BOOK» (Книгу старых подвесных моторов) и «THE CLASSIC OUTBOARD HANDBOOK» (Справочник по классическим подвесным моторам), написанные Питером Ханом. Эти обе книги — великолепный источники информации.

Кто может починить мой старый лодочный мотор?

В общем-то, все зависит только от вас!

Можно посвятить старому подвесному мотору несколько часов времени, чтобы удалить древние отложения бензина из карбюратора, отремонтировать и заменить систему зажигания, привести в рабочее состояние водяной насос.

Хотя время — деньги, но большинство профессионалов ремонта никогда не возьмутся за старый подвесной мотор или запросят за это слишком много.

Первым механическим устройством, которое я попытался отремонтировать в 9-летнем возрасте, был старый подвесной мотор. Такие модели очень просто устроены и не требуют особых навыков — так почему бы вам самому не попробовать?

Потребуются всего лишь простейшие инструменты и несколько книжек из библиотеки. Вам это даже может очень понравиться!..

По материалам одноименной статьи автора сайта www.oddjobmotors.com
Перевод Павла Дмитриева

Пользовательского поиска

Оставить комментарий