История о том, как мы с мотором Harrison устанавливали мировой рекорд

harrison1Ни в коем случае я не претендую на звание специалиста по этому лодочному мотору или по любому другому…

Создателей этого рекордного двигателя зовут Кей Харрисон и Дон Николс. Вашему вниманию предлагается рассказ про один из созданных ими двигателей.

Имея 20-летний опыт участия в гонках катеров с серийными подвесными моторами, я сел в кабину гидроплана типа «Майк Шмидт под 250-кубовый мотор» у нас в Новой Англии. Катер был построен Джорджем Эндрюсом, а подвесной мотор был старый гоночный «Konig». В начале 1980-х годов я несколько сезонов управлял таким гидропланом.

После окончания сезона 1984 года я решил уйти из гонок, прежде всего, потому, что с введением новых правил состязаний серийных подвесных моторов все мое оснащение в одночасье стало просто бесполезным.

Перед наступлением сезона 1987 года меня вновь потянуло на трассу. На этот раз я собирался взять под управление гидроплан класса «PRO-250 см3», но уже с моим собственным оснащением. В свое время мне много пришлось повозиться с гидропланом конструкции Майка Шмидта, так что кажущиеся со стороны загадочными некоторые нормы соревнований гидропланов типа «PRO» для меня не представляли никакой сложности.

Лучшей лодкой класса гидропланов в то время считали конструкцию «Pugh», разработанную Гэри Пухом из г. Ноксвиля, штат Теннеси. Эти лодки были быстры, с хорошей управляемостью и безопасны на ходу … отличное сочетание!

Я позвонил Гэри и попросил посмотреть, не знает ли он где можно достать подержанную лодку в хорошем состоянии. Он сказал, что как раз Кей Харрисон собирается продавать полностью укомплектованный гидроплан под 250-кубовый мотор. В телефоном разговоре Кей мне в ответ на вопрос о комплектации лодки сказал, что вместо подвесного двигателя Yamato (как я надеялся), на лодке стоит мотор, сделанный им самим!

Конечно, я тоже не вчера родился и, был крайне скептически настроен в отношении возможности построить свой собственный мотор, который кушает метанол, создает 13 тысяч оборотов в минуту, и при этом попадает в категорию «PRO»! Так что я заинтересовался подробностями … и обратился к Майку Шмидту за советом.

Разумеется, Майк знал спортивные моторы Харриса и, по его мнению, они были очень конкурентоспособны, и далеко не каждый мог позволить себе иметь такой. Что я там сказал, будто не вчера родился?

Мое настроение быстро сменилось от холодного скепсиса до полного удовлетворения. Как и было обещано, лодка и подвесной мотор были в идеальном состоянии. Вскоре я уже направлялся домой с моим первым оборудованием типа «PRO», и моя вторая карьера гонщика вновь началась.

Теперь у меня были подвесной мотор Harrison и лодка Pugh. Я постепенно разобрался с основными моментами обслуживания этого мотора и гонял безо всяких претензий к нему. На этой лодке я постоянно состязался с Майком, хотя он имел больше опыта и чаще всего выигрывал.

Позднее в этом же сезоне я первый раз победил на гонке серии чемпионата США в г. Фултон, штат Нью-Йорк. Это было незабываемое событие.

«Лучшие из лучших» вышли на старт кольцевой гонки класса «PRO», а для меня это была первая попытка попробовать свои силы в открытом противостоянии с ними. Долгие годы я принимал участие во всех крупных соревнованиях, включая чемпионат США в классе серийных подвесных моторов, и был готов бросить вызов любому сопернику. Такой опыт придал мне известную долю уверенности в себе, но легкая дрожь все-таки осталась.

Сюрпризом для многих стало мое пятое место на финише гонки из почти 20 участников.

Несколько позднее мне удалось добиться еще одного успеха, который без сомнения стал выдающимся в моей карьере. На заключительном заседании правления региональной Профессиональной Водно-моторной Ассоциации в конце октября 1987 года я узнал об особом событии в г. Мурхевен, штат Флорида, где проводились заезды на скорость на прямом участке длиной один километр.

harrison2
После уяснения некоторых деталей проведения соревнований, я составил план действий. В то время рекорд для гидроплана с двигателем объемом 250 куб. см равнялся 158 км/ч, так что у меня не было никакой уверенности в том, что я смогу его достичь.

С другой стороны, рекорд для обычных моторных лодок с PRO-двигателем 250 куб. см составлял всего 125 км/ч, и уже много лет его никто побить не мог. Мне подумалось, что мой предыдущий опыт управления гоночными лодками с серийным подвесным мотором сможет пригодиться на гонках лодок с форсированными подвесными моторами, и что если я возьму мой мотор «Harrison» с моего гидроплана, то могу попытаться побить рекорд скорости для серийных лодок с форсированными моторами объемом 250 куб.см.

Мой брат выделил мне старенькую гоночную лодку класса «Серийная С», которую я сам же спроектировал и построил для него еще в далеком 1976 году. После тщательного рассмотрения всех возможностей, я решил перестроить эту лодку в плоскодонный катер класса «под Серийный мотор 250 куб. см».

Новым в конструкции этого судна стали обводы с меньшим аэродинамическим трением. Но времени на доводку конструкции у меня явно не хватало. Для завершения всех работ, проведения тестов и для доставки лодки во Флориду оставалось менее пяти недель.

Работу, тем не менее, мне удалось завершить весьма успешно. В конце ноября лодка была закончена. Испытания мы провели на озере Виннесквам в Новом Гемпшире, причем хватило одного пробного заезда. Лодка производила впечатление вполне устойчивой, подвесной мотор работал в своем рабочем диапазоне, хотя, должен отметить, что у меня имелся всего лишь один единственный рабочий винт!

Километры — это было что-то новое для меня. Собрание пилотов состоялось еще перед восходом солнца, в рассветных сумерках. Важность выбора времени определена идеальным состоянием поверхности озера в ранние утренние часы.

Здесь были лодки почти из всех гоночных классов подвесных моторов: Серийные, Тюнинговые, PRO-фессиональные и другие, а также несколько классов лодок со встроенными двигателями. Для меня было неожиданным увидеть среди участников Митча Майера из Нью-Йорка, который собирался выступить в классе «Обычная лодка с 250 кубовым PRO-двигателем» и который на тот момент имел звание чемпиона США. Ему же принадлежал рекорд в этом классе.

Его первый заезд закончился, когда он с трудом развернул свою лодку в узком горле канала. Это был урок для меня, поскольку меня ожидали те же трудности, и мне следовало быть максимально осторожным, чтобы не повторить те же ошибки. Наконец настал и мой черед.

Я попросил подыскать несколько добровольцев помочь запустить мой двигатель и спустить на воду лодку. Мне предстояло встретиться с проблемой разворота лодки в конце прямой, не имеющей привычной петли разворота, ценой чего была потеря скорости. Необходимо было сбросить обороты и выровнять лодку на курсе.

Выравнивание лодки в самом дальнем пункте трассы перед началом заезда имело критическое значение, потому что после того, как гонщик опускает фонарь кабины и дает «шпоры коню», никакие маневры лодки уже невозможны, и уж тем более повороты.

После выравнивания лодки я опустился в кресло пилота, вздохнул, закрыл фонарь и дал полные обороты своему подвесному мотору. Разумеется, концевой выключатель мотора укреплен на моем шлеме. На этой стадии гонки лодка слегка подпрыгивает, пока обороты мотора и скорость движения быстро нарастают.

Включен первый воздушный клапан, открывающий обогатитель, меняя частоту срабатывания порта отвода отработанных газов, и слегка поднимая мощность двигателя. Теперь лодка набрала такую скорость, что начинает слегка подлетать от мельчайших неровностей поверхности воды, скользя над нею.

Когда мотор набрал нужные обороты, я включил второй воздушный клапан, который закорачивает расширительные камеры, поднимая обороты и еще больше увеличивая скорость. На стадии полета я могу слышать только высокий вой двигателя, весь корпус лодки вибрирует.

Вскоре за скольжением приходит звук езды по «стиральной доске», когда лодка теряет контакт с водой и начинает касаться только верхушек волн. В итоге, прямо перед подходом к первому буйку, который служит для пилота указателем начала зачетного километрового отрезка, — за исключением шума двигателя, совершенно исчезли все остальные звуки внутри лодки.

Лодка полностью вышла из воды и поддерживается над ней лишь тонким слоем сжатого воздуха. Звук от «стиральной доски» и вибрации исчезли… Я прошел весь километр, затаив дыхание и балансируя на грани катастрофы.

Второй мерный буек вспыхнул последний раз, и я стал замедлять ход в обратном порядке: выхлопные трубы, выхлопные клапана форсированного PRO-двигателя 250-кубового двигателя на серийной лодке, регулятор газа. И вот пришел момент, который потребовал вспомнить всё, чему я научился за свою карьеру гонщика, потому что опасность была крайне велика: нужно было развернуть лодку в канале!

Это был, без преувеличения, один из наитруднейших гоночных маневров, которые мне когда-либо доводилось исполнять. Судьба моего рекорда висела на волоске. Ошибусь здесь, и гонка будет аннулирована.

Я замедлился так, как только можно было замедлиться, не перегружая двигатель и не полностью его заглушая. Одновременно я высвободил зажатые в кресле плечи и выскользнул из-под фонаря кабины. Очень осторожно я перегнулся, повернул рулевое колесо, наблюдая за скоростью мотора, пока лодка разворачивалась в обратном направлении и выравнивалась для прохождения трассы назад.

Завершив разворот, я столкнулся с другой проблемой. По намеченному курсу дул слабый бриз, поэтому направление моего движения не находилось прямо передо мной. Ветер дул слева направо поперек курса под углом 10-15º навстречу мне. Я понял, что ветер будет сносить лодку вправо, так что вынужденно я нацелил лодку носом на место стояния руководства соревнований у левой стенки канала в самом конце трассы.

Получился быстрейший из двух моих заездов. Более 139 км/ч. Моя предварительная оценка конечного сноса лодки вправо была слишком скромна. Так что сразу по завершении мерного километра лодка моя проскользнула всего в трех метрах от небольшого дока, выступавшего с правого берега канала.

harrison3
В конце обратного заезда судьи немедленно выкинули белый флаг, обозначающий, что я побил рекорд скорости в своем классе. Можно был возвращаться на стоянку. Билл Фалес предупреждал меня перед отъездом во Флориду, чтобы я не горячился, если побью рекорд. За долгие годы, проведенные им в мире водномоторного спорта, он видел много людей, которые калечились или даже гибли вскоре после того, как пытались еще немного улучшить свой же результат сразу после того, как они уже достигли своей цели.

Вернувшись к берегу канала, моя лодка безопасно устроилась на слипах рядом с трейлером, и тут стала прибывать толпа. Многоопытные пилоты класса «PRO» оставили свои боксы, чтобы посмотреть на мой заезд. И даже пилоты «лодок с серийными подвесными моторами» с их странными (инновационными) новыми лодками не захотели пропустить такое захватывающее зрелище и своими глазами увидеть, чем все закончится.

Так вот почему мне так трудно было найти помощь для пуска и спуска! Все убежали смотреть заезд. Сейчас возвращали все те, кто ушел смотреть зрелище. Их мнение уже поменялось от скептицизма до полного энтузиазма. Каждый старался протолкнуться к распорядителю стоянки, который по радио держал связь с руководством соревнований. Мы все ждали решение судей. В итоге радио прокаркало: «Класс серийные под 250-кубовым. Новый рекорд равен 136,58 км/ч».

Толпа взорвалась приветствиями, люди трясли мою руку и поздравляли с превышением рекорда на целых 9,5 км/ч! Я помню, что мне было очень приятно, когда руку мне пришел пожать Дэн Киртс, который сам был одним из самых успешных гонщиков в истории, живая легенда. До того нам не приходилось встречаться, но я много слышал о нем, когда гонялся в классе лодок с серийными моторами.

Его поздравление было признанием моего успеха от настоящего спортсмена: это означало, что меня приняли в категорию «PRO». Дэн также установил в тот день рекорд в классе гидропланов с 500-кубовыми PRO-двигателями: более 195 км/ч. Мой рекорд был «голубой мечтой» для этого человека в те годы, когда я был совсем молод.

Должен сказать, что нам не всегда удается осуществить мечты своей молодости. Мне, к счастью, посчастливилось это сделать.

По материалам одноименной публикации Питера Краули (Peter T. Crowley)
опубликованной на сайте www.pfs-ware.com
Перевод Павла Дмитриева

Пользовательского поиска

Оставить комментарий